Партнерство. Готовы покупать! Государство готово помочь в экспорте российской мебели.

По данным АМДПР на III квартал 2017г., экспорт мебельной продукции из России вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом, и составил $194,1 млн. В этот же период отмечается снижение импорта на 1,2% по отношению к 2016г. Нужен ли российским мебельщикам экспорт? Как будет развиваться ситуация в дальнейшем и какие меры поддержки готов оказать Российский экспортный центр? Эти вопросы обсудили участники круглого стола «Экспорт, как важнейший инструмент развития мебельной и деревообрабатывающей промышленности России». Участниками мероприятия стали представители АМДПР, АО «РЭЦ», Минпромторга и ТПП РФ, а также руководители мебельных компаний. 

   Толчком к развитию экспорта в последнее время стали коррекция курса доллара по отношению к рублю, развитие импортозамещения и переоборудование отечественных предприятий. «В последние 20 лет наша мебельная промышленность бурно развивалась, - сказал на круглом столе советник по выставочной и международной работе АМДПР Сергей Чукин, - предприятия хорошо переоборудованы и вышли на уровень, когда нужно думать о выходе на внешний рынок. Проблема экспорта стала особенно актуальной в последнее время,  когда произошла коррекция курса рубля по отношению к доллару и наша продукция должна и может пользоваться спросом на внешнем рынке. Другими словами, себестоимость продукции по отношению к доллару упала и нашим производителям должно быть выгодно производить и поставлять мебель на экспорт. В то же время мебель - это высокотехнологичный продукт с большой добавленной стоимостью, поэтому его достаточно сложно продать на внешнем рынке. От нас ждут сырья: газа, нефти, леса, но мы должны увеличить долю готовой продукции, объем поставляемой мебели на внешние рынки». 

   Однако, сырье для производства мебельной продукции также занимает неплохие позиции при экспорте. Об этом сообщил Генеральный директор АМДПР Олег Нумеров. По его данным на 3 квартал 2017 года экспорт ДВП вырос на 35% , составив 56,45 млн кв.м. Увеличился и экспорт ДВП, который в этот же период достиг 1,154,5 тыс. кв.м, что на 15% больше, чем в предыдущем году.

      При этом многие эксперты отмечают, что отечественная отрасль готова к работе с зарубежными предприятиями. «Мы наблюдаем, что импорт мебели упал, - говорит Олег Нумеров. - У нас появляется больше возможностей для завоевания отечественного рынка. Сегодня не специалисты, а обычные обыватели высказываются, какая у нас мебель стала хорошая! На удивление приятно это слышать!»

   Тем не менее, однозначно сказать о готовности российских мебельщиков работать на экспорт пока нельзя. «У нас нет предприятий которые могли бы сказать, что полностью сориентированы на экспорт и отгружают 80-90% продукции за рубеж. Есть компании, которые  постепенно наращивают объем, которые знают и понимают, что оформление документации, сертификация, соответствие предъявляемым требованиям - это достаточно сложная тема», - говорит Сергей Чукин. «Экспорт плитной продукции растет и мы надеемся, что будет расти и дальше, - рассказал Олег Нумеров.-  При этом наблюдается снижение производства мебельной промышленности. Эти два факта взаимосвязаны.  У нас проблемы с  фанерой. Китайские предприятия скупают фанерный кряж по всей России. АМДПР совместно с Минпромторгом пытается создать преграду для этой скупки. Все рациональные предложения переданы правительству и руководителю таможенной службы».

  По словам генерального директора АМДПР, иностранные партнеры заинтересованы в сотрудничестве. «Мы увидели спрос в Индии, когда были на совершенно непрофильной выставке, где отечественная промышленность представляла ракеты, снаряды и другую военную технику, - рассказывает он. -  Часть российских предприятий продемонстрировала гражданскую продукцию и именно этот стенд собрал огромное количество посетителей. Люди хотели посмотреть, вступить в переговоры. Наши бизнесмены в свою очередь были удивлены, например, тем, что  индийские компании покупают ламинированную фанеру по завышенным в сравнении с российской продукцией ценам.

  Совсем недавно мы встречались с делегацией из Южной Кореи, которая в ходе визита в Россию посетила Первую мебельную фабрику в Санкт-Петербурге С фабрики представители делегации ушли с удивленными глазами. По их словам это просто космос! Понимаете, у нас есть маяки, на которые мы должны ориентироваться».

 Специалисты предложили несколько вариантов развития экспорта в мебельной отрасли. « Возникает большой круг вопросов связанных с экспортом, - отмечает Сергей Чукин. -  Для того чтобы выйти на внешний рынок, нужно провести маркетинговое исследование, посмотреть, какая мебель пользуется спросом, кто является конкурентами, каков уровень цен. Важным инструментом в изучении рынка и выхода наших предприятий на экспорт является участие в международных выставках. В нашей ассоциации это большой и серьезный участок работы. Большую роль в продвижении наших высокотехнологичных товаров на экспорт играет государство, оказывающее нам поддержку».

 

   «Нашим предприятиям нужно обязательно подсказывать, что и как нужно сделать, - считает Олег Нумеров. - Войти в эту воду нужно не за один день, современно, квалифицированно, без лишнего ажиотажа, чтобы не получилось, что сегодня мы занимаемся экспортом, а завтра - импортом. Мы предложили нашему российскому регулятору РЭЦ (Российский экспортный центр), создание отраслевого экспортного центра Это вопрос крайне важный, потому что производители от малых до самых крупных предприятий, я имею ввиду не только мебельные, но плитные, фанерные, деревообрабатывающие, требуют постоянной работы, постоянного контакта. Выставочные мероприятия хороши не только для того чтобы себя показать, но и для организации около выставочного процесса. О себе надо постоянно говорить, не стесняясь и, более того, получать обратную связь». 

В настоящее время, в отличие от Европы и Китая, российская мебельная и плитная промышленность не имеет единой стратегии в отношении экспорта. По сути отраслевой экспортный центр должен стать Оператором РЭЦ, отвечающим за реализацию экспортной политики РЭЦ, а значит и государства, в рамках Программы "Сделано в России" применительно к мебельной и деревообрабатывающей отрасли. Под руководством АМДПР новая структура должна активно работать со смежными отраслями, формируя единый пул возможностей экспортеров. Об этом рассказал еще один участник круглого стола, руководитель проекта «Отраслевой экспортный центр АМДПР» Игорь Крысанов. По его словам, цель предлагаемой программы – создание условий для проведения эффективной бизнес-коммуникации с потенциальными потребителями продукции и маркетингового продвижения с опорой на созданную инфраструктуру присутствия российских производителей за рубежом (представительство, офис, штат, склад), которую компании МСП позволить себе не могут, что не позволяет приступить к экспорту, преодолеть самый первый барьер к проникновению на внешние рынки.

Схема взаимодействия РЭЦ, Отраслевого экспортного центра и участников отрасли должна включать в себя следующие этапы:

  • РЭЦ оплачивает ключевые инфраструктурные издержки (аренду и содержание выставочного павильона).
  • Экспортер подает заявку в РЭЦ.
  • Между РЭЦ, Оператором и Экспортером заключается трехстороннее соглашение.
  • Оператор и Экспотер заключают двустороннее соглашение о безвозмездной поставке товара в маркетинговых целях.
  • Оператор осуществляет управление выставочным павильоном и продвижение продукции экспортера.     

В результате Отраслевой экспортный центр призван повысить конкурентоспособность  российских мебельщиков на международных рынках, сформировать единый отраслевой бренд и повысить узнаваемость отечественной продукции.

 

  Пока же работу по продвижению российских мебельных компаний за рубежом ведет РЭЦ. «На следующий 2018 год мы запланировали три международные выставки, - рассказал Сергей Чукин. -  Первая -  Кельнмессе в январе 2018г. Уже  собрано определенное количество участников, желающих посетить эту выставку, с ними проведена работа. Каждый участник должен зарегистрироваться в экспортном центре, подать документы и РЭЦ начинает вести это предприятие: сообщает, когда будет проходить выставка,  происходить отгрузка образцов, когда будет осуществляться поездка. Словом, проводится вся техническая работа.

   Следующие две выставки, будут проходить в Индии (г. Бангалор).  Это выставки по деревообработке и машиностроению. Неоднократно мы встречались с посольством Индии, и нас просветили по ситуации которая на сегодня складывается в отношении логистики из России. Если в полной мере заработает южный коридор через Азербайджан, Иран в Индию, то стоимость контейнера должна составить  порядка $1-1,5 тыс. Индийский рынок мы оцениваем как очень перспективный. Здесь проживает 1,5 млрд.человек. Поэтому призываем деревообрабатывающие, фанерные, плитные предприятия подавать заявки, которые ждут в РЭЦ.

   Еще одна запланированная выставка в ОАЭ в г. Дубаи - это чисто мебельная выставка, которая состоится во второй половине марта. Мы были там в 2016 году, первые попытки сделаны, рынок перспективный. Много строят, нужны материалы, мебель. Быстро, четко и по хорошим ценам. Проблема в том что нет офиса, нет зарегистрированной фирмы мебельщиков России в Дубаи. По законам ОАЭ, арабские бизнесмены могут работать только с зарегистрированной в Эмиратах фирмой. Там существует много экономических зон, которые освобождены от налогов. Мы планируем создать консолидируемую фирму с 1-2 работниками, которые будут отслеживать и мониторить рынок, нарабатывать ассортимент и связи».

 

  Как видно, перспективы для экспорта неплохие. И государство, и отраслевые ассоциации готовы оказывать дополнительную поддержку. Слово лишь за мебельщиками.

«Уральский мебельщик» декабрь 2017