Окно в Европу

Последние годы стали непростыми, как для отечественной мебельной промышленности, так и для зарубежных компаний. Сегодня многие говорят о том, что кризис преодолен. Однако, судя по отзывам участников рынка, говорить об окончании трудных времен пока рано. Опираясь на статистические данные, мы взглянули, как обстоят дела у польских и итальянских коллег.

По данным главного управления по статистике Польши, производство мебели в стране стабильно растет. Так, в 2016 году рост отмечался во всех направлениях: - 35,8% в сегменте деревянной мебели для кухни; 22,3% в деревянной мебели для спальни, 13,5% - деревянной мебели для комнат и гостиных и 3,7% в мебели для сидения, трансформируемой в кровати.

            Благодаря ресурсам древесины, в стране также развивается производство деревянных полуфабрикатов. Например, выпуск стружечных плит в 2016 году  выросло на 11,6%,  фанеры и фанерованых панелей — на 9,5%, а волокнисных плит — на 4,6%.

«Наши производители созрели до инвестиций, направленных на улучшение производительности фабрик, покупку нового оборудования, благодаря чему качество мебели очень высокое, а цена для заграничных клиентов очень привлекательная», - отмечает сотрудник Отдела содействия торговле и инвестициям Посольства республики Польша Экерт Сбигнев. 

При этом рост производства мебельной продукции в Польше стимулирует и рост зарплат в отрасли . К примеру в первые 3 квартала 2016 года повышение составило 6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015г. На столько же вырос и уровень занятости.

            Повышение показал и польский экспорт. Например, в период с января по сентябрь 2016 года рост экспорта в стоимостном выражении в евро составил 7,1%, импорта — 8,8%. По оценкам экспертов отрасли, на сегодняшний день в стране сложились благоприятные условия для наращивания экспорта. В первую очередт это связано с ослаблением курса польской валюты, приведшему к повышению конкурентоспособности польской мебели на внешних рынках.

            Еще одним фактором, повлиявшим на повышение экспорта, стал поиск новых рынков сбыта. «Польские производители заметнг активизировались на  азиатском, ближневосточном и африканском рынках, - отмечают представители  Общепольской экономической палаты производителей мебели. - Особый интерес проявляют к рынке Объединенных Арабских Эмиратов, Катару и Саудовской Аравии. Это связано с ростом строительства в перечисленных странах и, как следствие, с необходимостью оборудования мебелью интерьеров». При этом, отмечают эксперты, экспорт на традиционные рынки, такие, как Россия и Украина, падает. Так, по данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2016 году в Россию было поставлено польской мебельной продукции на сумму $ 90 млн., что почти на 35% ниже, чем в предыдущем году. 

Рост по разным направлениям отмечает и итальянская деревообрабатывающая промышленность. Кризис, длившийся с 2008 года до начала 2014 остался позади, хотя удар по итальянским производителям был очень сильным и его отолоски чувствуются до сих пор. Однако прогнозы экспертов на 2017 год были весьма оптимистичны. В 2016 году объемы производство деревообрабатывающего оборудования в Италии составили 2057 млн. евро, что на 10% больше, чем в 2015 году.

            В объемах экспорта деревообрабатывающего оборудования в 2016 году Италия заняла второе место, уступив лишь Германии. При этом итальянцы экспортируют около 69% произведенной продукции. Традиционно итальянское оборудование в большей степени предназначено для вторичной обработки древесины, в особенности для производства древесных плит. Наиболее значимыми для Италии в экспортном отношении странами являются Аргентина, Бразилия, Колумбия, страны Азии, Китай, Израиль, Малайзия,  Сайдовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, страны ЕС. Россия в этом списке не занимает лидирующие позиции. 


В материале использованы данные ACIMALL и Отдела содействия торговле и инвестициям Посольства республики Польша.

«Уральский мебельщик» ноябрь 2017