Национальное движение WorldSkills - будущее рабочих профессий в России.

В этом году в Казани прошел вот уже II Национальный Чемпионат WorldSkills Russia. О том каким был путь развития национального движения, как проходит Чемпионат по рабочим специальностям в России что он даёт молодым специалистам в области столярного дела - рассказывают основатели движения, а также преподаватели и студенты одного из самых передовых по этому направлению учебных заведений - Уральского Колледжа Технологий и Предпринимательства г. Екатеринбурга.

 

Одна из 35 компетенций WorldSkills Russia - столярное дело. За право называться лучшими здесь борются будущие мастера и технологи мебельных производств. Несмотря на то, что международная ассоциация с целью популяризировать рабочие профессии появилась еще в 1946 году, Россия вступила в неё лишь в 2012-м. «Олимпиада среди тех, кто умеет работать руками» пришла к нам в страну во многом благодаря активности лидеров проекта: Павла Черных, ныне Технического делегата от нашей страны в международной ассоциации WorldSkills International, Алине Доскановой, ныне руководителя проекта в АСИ (Агентство стратегических инициатив), Лидии Фроловой - президента Фонда «Образование Обществу», первой организации, представлявшей нашу страну в WSI.

 

«Путь вступления России в WorldSkills был долгим, ещё и потому, что до определённого момента не вставал вопрос выработки новых актуальных стандартов в профессиональном образовании. Я, в своё время, лицом к лицу встретился с проблемой низкой квалификации кадров на производстве и с теми колоссальными потерями в продуктовом и финансовом выражении которые она за собой влечет. Именно тогда стало ясно: WorldSkills не просто чемпионат. Это реальная осязаемая возможность выработки стандартов качества в профессиональном образовании. Так мы начали работать в этом направлении» - говорит Павел Черных.

 

- Какие возможности даёт участие и победа в WSR молодым специалистам?

 

- Знаете, я всё время по этому поводу говорю, что мы абсолютно подобны Олимпийскому движению. Абсолютно. В том числе и по принципам организации. Только у нас - профессии вместо спорта. Единственное отличие это то, что спортивная Олимпиада - это кульминация развития любого спортсмена. А для наших ребят победа на нац. чемпионате, на международном чемпионате - это, напротив, начало грандиозной карьеры! У них возможность себя как профессионалов показать, а востребованы они точно будут.

 

- Павел, я знаю, что сейчас многие компании, лидеры своих отраслей, активно поддерживают WorldSkills, у вас есть какие-то критерии отбора оборудования. Как это происходит?

 

- У нас в WS запрещено указывать в стандартах оборудование конкретных марок. Устанавливаются определенные требования к оборудованию. И они достаточно жёсткие. Если оборудование этим требованиям отвечает, то мы с удовольствием такую поддержку от компаний-производителей принимаем. Что касается проведения соревнований по столярному делу, то здесь мы очень плотно сотрудничаем с немецким брендом проф. оборудования Festool. Впервые я о них, как о партнерах WSI, услышал в 2010 году от Саймона Бартли - президента международного движения

WorldSkills. Он мне их очень рекомендовал тогда. В тот период на уровне мирового движения компания была глобальным Партнером WS. Festool

сейчас очень активно поддерживает движение WSI по всему миру. Ну а

когда мы начали национальные чемпионаты в России проводить, руководство компании, здесь, само на нас вышло. Поддержка очень сильная.

Причем, выраженная не только количеством и качеством инструмента,

но и профессиональными консультациями. Что не менее ценно.

 

В Уральском Колледже Технологий и Предпринимательства, выходцем из которого, кстати, является двукратный чемпион WorldSkills в компетенции «Столяр» Иван Паршаков, тоже не понаслышке знают о Festool, давно и активно используя эти инструменты в учебном процессе.

 

«С Festool мы работаем уже более 6 лет. В 2007 году по итогам участия в Федеральном проекте  «Образование», мы выиграли грант и встал вопрос о закупке оборудования для колледжа. До этого мы, фактически, ничего не знали об этом инструменте и тогда закупали первую партию. Начали его использовать в учебном процессе. Поняли, что инструмент хороший, качественный. Очень надёжный. Фирма у которой мы закупали это оборудования была, и сейчас является официальным партнером Festool. Таким образом, мы познакомились с представителями компании - они стали приезжать к нам в колледж, делали тренинги и мастер-классы для преподавателей и студентов. Так завязалось общение. Ну а сейчас мы приняли решение об организации «Учебно-презентационного Центра Festool» на базе колледжа», - говорит директор УКТП Николай Доронин

 

- Николай Андреевич, в рамках проведения Чемпионата в Казани на круглых столах очень активно обсуждается тема внедрения дуальной модели в образовании, вам знаком этот подход?

 

- Да, эту тему я хорошо знаю. С дуальной моделью я познакомился в Германии. Откуда она и пришла. У нас там есть партнеры, с которыми мы уже 15 лет сотрудничаем. Это фонд Эберхарда Шёка - благотворительная организация. Они занимаются образовательными проектами в странах Восточной Европы. Через них мы организовали программу студенческого обмена. Говоря о дуальной системе, я бы сказал, что в нашей стране можно говорить не о её переносе в целом, а о заимствовании её элементов. Потому что и экономическая и правовая ситуация - совсем другие. Когда мы перенимали от немцев опыт, мы всегда исходили из того, что мы берем «продукт» немецкий, объединяем его с российскими реалиями и получаем нечто совершенного новое на основе этой интеграции.

 

- Ну а в чём самая суть этой дуальной модели?

 

- Ну вот возьмём простого немецкого парня. Он имеет возможность полноценно и работать и учиться. Идёт на предприятие, заключает с ним договор, который фиксируется в палате ремесел, где строго отслеживают рамочный учебный план. При этом, предприятие решает кадровый вопрос, буквально «выращивая» себе кадры. А студент получает реальный опыт. За два-три года совместной работы уже определенные трудовые отношения возникают. Обе стороны заинтересованы. И за время такой учебы-работы студента они имеют возможность «присмотреться» друг к другу.

 

- С самого первого национального Чемпионата в нём участвует очень много ваших студентов по разным специальностям. Как по вашему, какие возможности это для них открывает?

 

- Дело в том, что это возможности не только для них. Но, прежде всего, и для преподавателей. И для тех и для других это реальный шанс повысить свой профессиональный уровень. Для педагога это еще и возможность объективно оценить результат собственной проделанной работы. Понять свой уровень. Принять меры.

 

«В Европе Чемпионат WorldSkills является очень известным, даже в широких массах, событием. Более того, это определённая и достаточно высокая «планка» в части уровня профессионального мастерства. Для участников соревнований там, победа на Чемпионате, это ни больше, ни меньше «дорога в жизнь». Работодатели их «с руками оторвут», ещё и гордиться будут, что получили специалиста такого класса», - говорит Сергей Болдырев, эксперт соревнований компетенции «Столяр» на международном чемпионате WorldSkills International 2013 в. г. Лейпциг, Германия, мастер производственного обучения УКТП.

 

«Участие в WorldSkills - это, прежде всего, серьёзная подготовка. Мы с конкурсантом уделяем очень много времени и сил на тренировки.

В профессии столяра самое важное - добросовестное отношение к тому что ты делаешь. Я на каждом уроке всем всегда, с первого дня говорю: должны всё делать как для себя, чтобы самому очень нравилось и было желание эту работу иметь у себя, чтобы не стыдно было ни за 1 мм. Когда мы были на международных соревнованиях WorldSkills в Лейпциге на нас это произвело мощное впечатление. Это, буквально, грандиозное шоу - когда видишь эту колоссальную подготовленность, скорость в работе, безупречное владение инструментом, материалами. У нас есть к чему стремиться»,- считает Людмила Афиногеева, эксперт II Национального Чемпионата WorldSkills Russia 2014 и наставница двукратного чемпиона компетенции "Столяр" Ивана Паршакова.

 

 «WorldSkills для меня лично, это, прежде всего, возможность увидеть как работают люди в других городах и странах. Это огромный опыт. Да и в плане трудоустройства - на место скорее возьмут более активного человека, повышающего своё мастерство, - а соревнования дают этот шанс. О World Skills Russia я узнал от своего мастера - Людмилы Николаевны Афиногеевой. Решение об участии было принято легко. Что нужно для победы? Ответ очевиден - стойкость, закалка, трудолюбие! Ну и хороший инструмент, конечно», - говорит двукратный чемпион WorldSkills Russia 2013 и 2014, воспитанник Уральского колледжа технологий и предпринимательства Иван Паршаков.

 

Приз соревнований WorldSkills сегодня - настоящая золотая медаль, аналог Олимпийского золота. А приз, за все старания и целеустремленность, завтра - золотое будущее. И не только для тех кто победил и смог доказать свой высокий уровень профессионализма. Но и для всех, кто вносит свою лепту в развитие движения, своим участием, подготовкой и помощью. Ещё одним показателем значимости движения в условиях нынешней российской экономической действительности стало личное посещение чемпионата в Казани заместителем председателя правительства РФ Ольгой Голодец. С самого момента своего появления в России, WorldSkills не случайно получает всестороннюю правительственную поддержку. Ведь квалифицированные специалисты рабочих профессий, это действительно та база, без которой невозможно полноценно развивать экономику.

 

Ю.Смородина, журнал «Уральский мебельщик» №7-8 2014г.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0